Бесплатные технологии производства
Бесплатные технологии производства
Главная  Обратная связь  Статьи  Поиск
Добро пожаловать Гость, Пожалуйста зарегистрируйтесь  |  Главная  Главная
Навигация
Для автолюбителей
Технологии
Химия
Халява
Самоделки
Всё для строителя
Косметика
Клей, замазки и цементы
Краски и олифа
Мрамор и алебастр
Деревообработка
Рукоделие
Работа с металлами
Смазочные масла и мази
Чернила и бумага
Каучук и гуттаперча
Кремы для кожаных изделий
Мыловарение
Парфюмерия
Стирка и окраска материй
Хозяйственные средства
Советы
Секреты бондарного ремесла
Карта Сайта
Последние статьи
Изготовление мелкой свинцовой дроби
Изготовление самодельного ножа в домашних условиях
Цепочка-жгут из бисера
Пошаговое руководство раскроя ткани
Технология выравнивания пола
Технология выравнивания стен
Ремонт пластмассового бампера автомобиля своими руками
Самостоятельная покраска автомобиля
Как валять шерсть
Как самостоятельно сделать кожаную оплетку для руля
Статистика


Заготовка клёпок
Опубликовал administrator 03 Октября 2009, 11:25:26

Заготовка клепок

Для изготовления бондарной посуды применяют дощечки с прямоугольным сечением — клепки, или лады. Они бывают пиле­ными и колотыми. Первые получают распиливанием кряжа на отдельные доски, вторые — раскалыванием колод и чураков. Пи­леные клепки имеют низкую прочность, так как пила перерезает волокна древесины, как бы вскрывая их. От этого клепки не только становятся слабыми на излом, в поры древесины прони­кают гнилостные микробы и разрушают ее. В бондарной посуде долго держится запах разложившихся продуктов. Но изготовить такие клепки проще, чем колотые, так как можно использовать для этого самую современную технику. Пиленые клепки идут на изготовление так называемой бочкотары. Вспомним еще раз, как привозят в магазин бочки с вложенными в них целлофановыми пакетами с капустой (не проще было бы сделать сами бочки из пластмассы!). Пакеты вкладывают в бочки, возможно, потому, что бочки протекают или в них перед этим хранили и перевозили рыбу. Но главная ответственность за все неполадки ложится на пиленые клепки. Народные мастера хорошо знают о коварстве пиленых клепок, поэтому для своих изделий они используют толь­ко колотые.

Изготовить колотые клепки не так-то просто: и времени нуж­но много, и древесина должна быть обязательно прямослойной. Но самое главное, чтобы мастер чувствовал материал и умел расколоть колоду или чурак так, чтобы клепки были ровные и чистые, да чтобы в отходы ушло поменьше щепы. С одним из важнейших свойств древесины — раскалываемостью — сталкива­ются герои сказа П. Бажова «Живинка в деле».

«Дедушка Нефед — он, видишь, из таких был... обо всяком деле думал, как его лучше сделать. На что просто чурак на пла­хи расколоть, а у него и тут разговор:

        Гляди-ко! Сила у меня стариковская, совсем на исходе, а колю не хуже твоего. Почему, думаешь, так-то?

Тимоха отвечает: топор направлен и рука привычная.

        Не в этом одном, — отвечает, — топоре да привычке тут дело, а я ловкие точечки выискиваю.

Тимоха тоже стал эти ловкие точечки искать.

Дедушка Нефед все объясняет по совести, да и то видит — правда в Нефедовых словах есть, да самому забавно. Иной чурак так разлетится, что любо станет...»

Поскольку упомянутый разговор происходил между углежога­ми, то речь шла о раскалывании древесины лиственных пород, идущих на выжигание древесного угля (дуба, клена, березы, оль­хи).

Расколоть или расщепить древесину можно только в двух на­правлениях: в радиальном и тангентальном. При раскалывании древесины в радиальном направлении плоскость раскола должна идти только через сердцевину колоды и чурака. При этом она бу­дет совпадать с сердцевинными лучами, которые облегчают рас­калывание. Чем больше у древесной породы сердцевинных лучей, тем раскалывать ее в радиальном направлении будет гораздо лег­че. Несомненно, что ловкие точечки, о которых шла речь в сказе П. Бажова, находятся в плоскостях радиального раскола. Если же топор, которым раскалывают кряж, не попадет в его сердцевину, а пройдет несколько в стороне от нее, хотя бы даже на незна­чительном расстоянии, то полученная плоскость скола будет уже тангентальной. В этом направлении древесина большинства лист­венных деревьев колется с трудом. Конечно, попасть с размаху топором в сердцевину не так-то просто, поэтому заготовители клепок, чтобы расколоть чурак или колоду в нужном направ­лении, устанавливают на его торец лезвие топора и ударяют по обуху чекмарем — деревянной массивной колотушкой, напоминаю­щей киянку. Если попадалась подходящая развилка, то чекмарь делали из отрезка ствола твердого тяжелого дерева (например, дуба, вяза, березы) с сучком, отходящим от него под прямым углом. Было замечено, что любая древесина значительно лучше раскалывается в сыром виде, то есть сразу же после того, как было свалено дерево. Поэтому клепки стали изготовлять прямо в лесу, в местах рубки деревьев. Пень спиленного дерева превращали в удобную подставку для раскалывания чураков и колод. Большой знаток леса профессор Д. Н. Кайгородов писал в начале нашего века: «У нас в России изготовление дубовой клепки и бочек из нее, так называемый бондарный промысел, распространено очень сильно. Наибольшее развитие имеет этот промысел в губерниях Казанской и Нижегородской, где им заняты ежегодно многие тысячи рабочих».


Различные стадии однорядной выколки клепок

Различные стадии однорядной выколки клепок (а—колода; б—плаха; в—четверинник; г—восьмеринник; д—клепка)

    Клепки из различных деревьев заготовляют примерно одина­ково. Как это делается, рассмотрим на примере заготовки дубо­вых клепок — дубника, или дубняка. Дуб хорошо раскалывается в радиальном и гораздо хуже — в тангентальном направлении. Хорошо зная эту особенность дуба заготовители клёпок раскраивают колоду так, чтобы преобладали радиальные расколы, а тан-гентальных или не было бы совсем или же было как можно мень­ше. Распространены два способа выколки клепочных заготовок: однорядная и двухрядная выколка. Однорядную применяют при раскалывании тонких чураков, а двухрядную — толстых колод. При однорядной выколке древесину дуба раскалывают только в радиальном направлении. Вначале кряж раскалывают на две части, так называемые плахи, а затем каждую плаху на четверинники. В свою очередь четверинники раскалывают пополам и получают восьмеринники. У тонкого чурака именно восьмая часть в боль­шинстве случаев служит заготовкой будущей черновой клепки.


Стадии двухрядной выколки клепок

Стадии двухрядной выколки клепок (а—колода; б—плаха; в—четверинник; г—восьмеринник; д—гнатинник; е—клепка)

Двухрядная выколка выполняется в той же последователь­ности, что и однорядная, но только до тех пор, пока не будет полу­чен восьмеринник. Его раскалывают вдоль годичных слоев, пер­пендикулярно сердцевинным лучам на две части, называемые гнатинником. Каждое полено-гнатинник раскалывают уже в радиаль­ном направлении и получают от одной до двух клепок из одной половины и от двух до пяти — из другой. Прежде чем отправить клепки на сушку, их слегка обрабатывают: стесывают со стороны сердцевины клиновидные выступы, а также заболонь — молодую древесину, прилегающую непосредственно к коре. Заболонь дуба четко отграничена от ядра. Она окрашена в светло-желтый цвет, в то время как ядро имеет темно-бурую и коричневую окраску. Но не только в цвете их различие. В отличие от древесины ядра древесина заболони еще не успела окрепнуть, поэтому легко заг­нивает и разрушается. Вот почему при заготовке клепок верхние, заболонные слои древесины обязательно стесывают. У дуба забо­лонь довольно узкая: даже у гигантских деревьев она не превы­шает и 5 см. Так что потеря древесины при ее стесывании не очень большая. Во всяком случае не больше, чем при обтесывании пластей. Если работа полностью производилась в лесу, то в качестве станка, удерживающего заготовку клепки в верти­кальном положении при обтесывании, нередко применяли пень с глубокой трещиной. Трещину в пне подтесывали топором, чтобы расширить и придать более правильную клиновид­ную форму. Внизу у трещины двумя сильными ударами топора делали глубокую зарубку. Ее горизонтальный срез служил ос­нованием, в которое упирается заготовка.

Если же предстояло выполнить значительный объем работ, то делали специальный станок для удерживания клепок во время тески. Он состоит из крестовины, сколоченной из двух массив­ных плах. Ближе к одному краю в длинной плахе долбят отвер­стие и вставляют вертикальный брус. К нему прибивают рейку, которая должна быть примерно на одну треть короче обрабаты­ваемой клепки. На другом конце плахи прибивают пружинящую жердь. Ее делают из дуба, вяза или рябины. Перед началом обра ботки заготовку клепки прислоняют к вертикальному брусу и при­жимают сверху жердью. Ее стесывают вначале со стороны широ­ких пластей, а затем срубают клиновидную часть и получают клепку — дощечку с прямоугольным сечением. Более компактный станок для удерживания заготовок клепок при теске изготовля­ют из колоды. Колоду распиливают до сердцевины и раскалывают пополам до распила. Нижнюю часть колоды врывают в землю. Сверху к колоде прибивают изогнутую дугой жердь. Сгибают ее заранее: или сразу же после того как срубили, или после распа­ривания. Под нижним, пружинящим концом жерди прибивают ограничительную рейку. Работает это приспособление так же, как и предыдущее, но преимущество его заключается в том, что оно занимает немного места.


Способы закрепления обтесываемых клепок

Способы закрепления обтесываемых клепок (а — в трещине пня; б — в специальном станке)

В отличие от древесины дуба и других лиственных пород хвойная древесина, в частности сосны и ели, хорошо раскалыва­ется также в тангентальном направлении, совпадающем с направ­лением годичных слоев. Это свойство древесины сосны и ели порой используют при заготовке клепок не только с прямоуголь­ным сечением, но и желобчатых. Их применяют для изготовления открытой бондарной посуды цилиндрической и конической формы. Клепки выкалывают из четверинника специальным ножом с изо­гнутым лезвием. Его изгиб соответствует окружности бондарной посуды, для которой заготовляют клепки. Нож с изогнутым лез­вием можно сделать из листа инструментальной стали толщиной не менее 2 мм. В углу отожженного металлического прямоуголь­ника делают просечку. Образовавшийся острый клин отгибают и получают хвостовик. Затем лезвие ножа затачивают, сгибают, закаляют и насаживают на хвостовик деревянную ручку.

Четверинники, отбираемые для выколки желобчатых клепок, обязательно должны быть прямослойными и без единого сучка. Лезвие ножа устанавливают на торец четверинника параллельно его изогнутому краю и ударяют сверху колотушкой. Из одного чет­веринника можно получить пять-шесть клепок: каждая последую­щая клепка будет несколь уже предыдущей.

Конечно, не каждому любителю-бондарю предоставляется воз­можность заготавливать клепки в лесу, да и в розничную продажу они не поступают, как это было в старые времена. Но при желании найти выход из положения не сложно. Хороший материал всегда можно выбрать в дровах, предназначенных для топки печей. Ведь для бондарных клепок годятся не только дуб, сосна и ель, но и осина, тополь, ольха, липа, береза и другие древесные породы. Не лишне напомнить, что в старину даже в краю, изобилующем лесом, каждый настоящий хозяин не отправлял все наколотые дрова в печь. Укладывая после колки их в поленницу, он отклады­вал в сторону те поленья, которые имели здоровую прямослойную древесину без сучков, трещин, свили, червоточин и покоробленности. Порой запас деловой древесины, отобранный в дровах, был весьма значительным. Недаром в крестьянской среде в незапамят­ные времена сложилась загадка: «Сто полен в запас, а на истопку не будет?». Отгадавший ее должен ответить: «Ведерные клепки». Видимо, древесина, отобранная в дровах, чаще всего шла на изго­товление ведер. Но из нее с таким же успехом можно было при необходимости сделать вместительную кадку, кубел, ушат, не гово­ря уже о другой, более мелкой бондарной посуде. Ведь длина каждого полена, согласно существовавшему в старину неписаному стандарту, была от 10 до 12 вершков. Поскольку старинная рус­ская мера (так называемый вершок) равна 44,5 мм, то соответст­венно этому поленья имели длину от 445 до 534 мм. Размеры по­леньев выбраны не случайно: они выверены многовековым опытом людей. Достаточно увеличить их длину, хотя бы на несколько сан­тиметров, как колоть дрова станет намного сложнее. В то же вре­мя заготавливать более короткие поленца было нежелательно. Во-первых, процесс пиления становился более длительным, а во-вторых, много древесины уходило в опилки, к тому же из полен-коротышей при случае и ведерной клепки не выстругаешь. В наше время к древесине нужно относиться еще более бережно. Если вдуматься, то хорошая прямослойная древесина в сущности — драгоценный природный материал: среди поленьев его найдется не так уж много. Поэтому бондарю-любителю прежде чем от­править поленце в печь, следует посмотреть: не получится ли из него хотя бы одна, а то и две три клёпки.



Станок для закрепления клепок, применяемый в мастерской. Внизу: выколка клепок ножом с   изогнутым полотном
Станок для закрепления клепок, применяемый в мастерской. Внизу: выколка клепок ножом с изогнутым полотном

Выбор досок для изготовления клепок
Выбор досок для изготовления клепок (а—не годятся; б—Самодельная верстачная доска, ее узлы и детали (а—зажимное приспособление из струбцины; б—упорные клинья; в—различные способы закрепления клепок)

Самодельная верстачная доска, её узлы и детали
Самодельная верстачная доска, её узлы и детали (а - зажимное приспособление из струбцины, б - упорные клинья, в - различные способы закрепления клёпок)

В городе можно тоже заготовить колотые клепки. Порой тол­стые стволы спиленных тополей лежат подолгу как обычный му­сор, а потом их свозят на свалку. Древесина тополя — прекрас­ный материал для бондарных изделий. Свойства ее близки к свойствам древесины осины.

Для изготовления бондарных клепок в крайнем случае можно использовать доски. Их нужно внимательно осмотреть и выбрать те из них, годичные слои которых не перерезаны пилой, а идут вдоль пластей доски.

Заготовленные клепки нужно хорошо просушить. В летнее вре­мя их раскладывают штабелями под навесом так, чтобы они хорошо проветривались. На открытом воздухе в летнее время клепки сушат не менее трех месяцев. Если необходимо сушку ускорить, то прибегают к искусственной сушке. Торцы клепок заклеивают бумагой с помощью столярного клея и укладывают в жарко натопленную русскую печь. Через сутки из печи вынима­ют легкие, хорошо просушенные клепки, путь которых лежит в бондарную мастерскую.

Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
При использовании материалов ссылка на сайт Технологий.нет обязательна
Copyright © Tehnologii.net 2008-2014

nn