Бесплатные технологии производства
Бесплатные технологии производства
Главная  Обратная связь  Статьи  Поиск
Добро пожаловать Гость, Пожалуйста зарегистрируйтесь  |  Главная  Главная
Навигация
Для автолюбителей
Технологии
Химия
Халява
Самоделки
Всё для строителя
Косметика
Клей, замазки и цементы
Краски и олифа
Мрамор и алебастр
Деревообработка
Рукоделие
Работа с металлами
Смазочные масла и мази
Чернила и бумага
Каучук и гуттаперча
Кремы для кожаных изделий
Мыловарение
Парфюмерия
Стирка и окраска материй
Хозяйственные средства
Советы
Секреты бондарного ремесла
Карта Сайта
Последние статьи
Изготовление мелкой свинцовой дроби
Изготовление самодельного ножа в домашних условиях
Цепочка-жгут из бисера
Пошаговое руководство раскроя ткани
Технология выравнивания пола
Технология выравнивания стен
Ремонт пластмассового бампера автомобиля своими руками
Самостоятельная покраска автомобиля
Как валять шерсть
Как самостоятельно сделать кожаную оплетку для руля
Статистика


Введение
Опубликовал administrator 03 Октября 2009, 11:09:02

Введение

   Если случится в разговоре упомянуть знакомого бондаря, то собеседник непременно спросит: нельзя ли заказать ему бочечку? Кстати, между бочкой и кадушкой в современном обиходе различия не делают. Правда, чаще бочкой называют кадушку, но не наоборот. Между тем эти два вида бондарной посуды отличаются друг от друга так же четко, как ведро от чайника. Стоит ли говорить, что не только в городе, но и в деревне путают на­звания, не имея представления о всем многообразии бондарной посуды, без которой нельзя было обойтись в недалеком прошлом.

За неимением кадок горожане квасят капусту в стеклянных банках, эмалированных ведрах и кастрюлях, даже в пластмас­совых бочках. У сельских жителей с бондарной посудой немного попроще, особенно если живет в округе опытный бочар. Иногда удается купить деревянную посуду на базаре. Бывает, что ка­душки, сделанные в отдаленном леспромхозе, вдруг появятся в сельском магазине. Стоит ли говорить, что их тут же разбирают.

В наше время, как, впрочем, и в былое, к бондарной посуде , относятся довольно бережно, особенно если купить или заказать ее негде. Как зеницу ока берегут латдные-перелатаные, достав­шиеся по наследству чуть ли не от прадедов кадушки, бочки, кубели и ушаты. Латают дыры жестью от консервных банок, набивают подчас неуклюжие обручи, а чтобы устранить течь в уторах, заливают низ донца гудроном. Все это лишний раз под­тверждает — насколько необходима бондарная посуда в совре­менном хозяйстве, особенно в деревнях и селах.

Можно с уверенностью сказать, что многие умельцы, имею­щие навыки работы с деревом, не раз пытались сделать кадушку или бочку своими руками. Чаще всего их постигало разочарование, как и Робинзона Крузо, — героя знаменитого романа Даниеля Дефо. Об этом красноречиво говорят следующие слова:

«Но все же были такие вещи, которых мне так и не удалось смастерить. Например, бочонки. У меня было, как я уже говорил, два или три бочонка с корабля, которые могли служить мне образцами, но сколько я ни бился, у меня ничего не вышло, хотя я потратил на эту попытку несколько недель. Я не мог ни вставить дно, ни сколотить дощечки настолько плотно, чтобы они не про­пускали воды. Так я и бросил эту затею».

Почему же такой целеустремленный, трудолюбивый и смека­листый человек, сумевший освоить множество самых разнообраз­ных ремесел, потерпел неудачу в бондарном деле? Не умаляя заслуг великого труженика и умельца Робинзона, следует заме­тить, что он сравнительно быстро освоил те ремесла, у которых довольно широк диапазон, допускающий разный уровень мастер­ства. Практически каждый человек при необходимости может сделать стол, сколотить ящик и даже сплести корзину. Грубо сколоченный ящик, неуклюже сбитый стол и кое-как сплетен­ная корзина так же могут служить по своему прямому назначе­нию, как и выполненные на высоком профессиональном уровне. Иное положение в бондарном деле. Достаточно небольшого отк­лонения, и бочка или кадка не сможет выполнять свое основное назначение — удерживать находящуюся в ней жидкость. Это в рав­ной мере относится как к грубо выполненной, так и к отделанной с величайшей тщательностью бондарной посуде.

На протяжении нескольких веков усилиями многих поколе­ний бочаров были выработаны рациональные приемы изготов­ления бондарных изделий, изобретены простые и остроумные инструменты и приспособления, обеспечивающие при умелом ис­пользовании необходимый успех. Все это и составляет основу так называемых секретов бондарного ремесла, знания которых недоставало Робинзону.

В старину в разных странах, в том числе и в России, секреты бондарного ремесла передавались чаще всего от отца к сыну. В каждой деревне или в ее окрестностях обязательно был свой бочар, делающий посуду на заказ. Встречались деревни, где бон­дарным промыслом в свободное от сельскохозяйственных работ время занимались чуть ли не в каждом доме. Такое время обычно появлялось поздней осенью, зимой и ранней весной. Порой навыками бондарного ремесла овладевали даже дети. «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, — писал о таком юном бочаре в книге «Кладовая солнца» М. М. Пришвин. — ...У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и об-держивает железными или деревянными обручами.

...добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудину с зубчиками — домашний цветок посадить».

Хотя основные «секреты» ремесла известны каждому бочару, тем не менее один делает добротную и красивую, другой — неказистую, имеющую низкую прочность бондарную посуду. Это говорит о том, что, кроме знания приемов работы специальными бондарными инструментами, настоящий бочар должен, как при­нято говорить, чувствовать дерево, знать все его тончайшие свой­ства, всегда учитывая их в практике.

Старые мастера с большим вниманием относились к выбору древесно»      роды. Ее применение в первую очередь зависело от назначения бондарной посуды. Они хорошо знали что, например, кедровая древесина способствует сохранению молока. Поэтому из нее делали при возможности утварь под молочные продукты: по­дойники, масленки и поставцы. Легкая и стойкая к гниению дре­весина ели шла на изготовление ведер для носки воды. Знали мастера и то, что огурцы, засоленные в дубовой кадке, приобре­тают своеобразный аромат, оставаясь крепкими всю зиму, вплоть до теплых весенних дней. Отменным вкусом обладают яблоки, моченные в дубовой кадушке. Искушенный бочар и квашню также постарается сделать из дуба, зная, что дубовая древесина спо­собствует лучшей закваске теста. А если, скажем, бондарю закажут вазон для комнатных цветов, то он вспомнит прежде всего о смолистой древесине сосны. Для цветочного горшка смолистость не помеха, наоборот, он будет более устойчив к влаге, которая постоянно находится в растительном грунте.

От выбора материала зависит также и прочность бондарной посуды. Приступая к изготовлению бочки, бочар в первую очередь обратится к дубовой древесине или лиственничной. Бочки, сде­ланные из древесины этих пород, выдерживают самые невероят­ные нагрузки, особенно при перевозке и перекатывании с места на место. Не сыщешь материала лучше, чем дуб, если речь зашла о колодезной бадье. Известно, что бадья должна быть не только водостойкой, но и очень прочной.

Прочность бондарного изделия во многом зависит также и от технологии изготовления. Многим приходилось встречаться с тем, что в овощные магазины завозится капуста в бочках, из которых торчат связанные вверху полиэтиленовые мешки. Если называть вещи своими именами, то фактически такую капусту привозят не в бочках, а в пластмассовых мешках. Бочки же игра­ют вспомогательную роль, являясь чем-то вроде каркасой, сооб­щающих мешкам жесткость, и своеобразными чехлами, предохра­няющими их от механических повреждений. А раз капуста не соприкасается непосредственно с клепками и днищем, то разве имеет значение, из какой древесины сделана бочка? Основная причина ненадежности промышленных бочек заключается в том, что клепки для них не колят, как при ручной работе, а пилят, перерезая волокна и# тем самым открывая доступ в древесину влаги и гнилостных микробов.

При ручном способе изготовления бондарной посуды приме­няют только колотые клепки, которые не дают трещин. Лишь держа в руке инструмент, мастер может почувствовать особен­ности древесины каждой клепки: порой сам материал заставляет вносить изменения в процессе работы над бондарной посудой.

Отсутствие механической точности, свойственной изделиям, выполненным на современных станках, придает каждой бондарной посудине неповторимость и какое-то особое очарование. Оттого кадушка или бочонок словно хранит тепло рук настоящего масте­ра. Недаром в народе говорят: «Каков мастер, такова и работа», «По работе и мастера знать».

Бондарная посуда — это не только бочка для кваса или кадка для квашеной капусты, но и изумительные по красоте ла­гуны, кружки, барильца, жбаны, сработанные бочарами Прибал­тики, России, Украины, Молдавии и других республик! Роспись, выжигание, резьба, органически сливается в этих изделиях с изы­сканной формой. Но и простая кадушка, сработанная с любовью, может радовать не только добротностью, но и красотой материа­ла, формы, остроумными конструктивными решениями. Ловко завязанный деревянный обруч не менее красив, чем металличе­ский, богато украшенный чеканкой.

На выставке «Русская деревянная посуда XVII—XX веков», организованной в 1981 году в Государственном Историческом музее, наряду с резной и точеной была представлена и бондарная посуда, о которой в каталоге выставки было сказано: «Все эти и многие другие предметы вырабатывались веками в процессе удов­летворения самых насущных нужд человека, и над их максималь­ной приспособленностью к этим нуждам столь же длительное время трудилось не одно поколение народных мастеров. В ре­зультате облик любой из них — будь то кадка-дежа для теста или подойник, лохань под рукомойником или же бочонок — удивляет пластикой формы, легкостью очертаний силуэта и смотрится как произведение искусства». Действительно, изделие, выполненное руками талантливого бочара, может стать истинным произведе­нием декоративно-прикладного искусства, а следовательно, и само ремесло подняться до уровня настоящего искусства. Восторжен­ное отношение к искусству настоящего мастера выразил в своих стихах поэт Н. Рыленков:

Мне нравится искусство бочара, Когда в карман не лезущий за словом, Он в зимние большие вечера Скрепляет клепку обручем дубовым.

Он тешет клепку дни и вечера И подгоняет обручи ночами. Нужны мне глаз и мудрость бочара, Чтоб речь скреплять, как бочку обручами.

Признаюсь, долгое время полагал, что для того, чтобы изгото­вить бочку или, на худой конец, кадушку, не нужно быть семи пядей во лбу. Как-то в моем деревенском саду выдался хороший урожай огурцов. Тары не хватало и я, понадеявшись на свой опыт работы с деревом, решил сделать самостоятельно вместитель­ную кадушку. Мне представлялось, что дело это не такое уж сложное: надо лишь всего-навсего определить необходимое коли­чество клепок, обстругать их как можно более тщательно, связать обручами и вставить донышко. Но когда я взялся за эту работу, меня вскоре постигла участь Робинзона. Кромки клепок не хо­тели плотно прилегать друг к другу, хотя я фуговал их по всем правилам, принятым в столярном деле. Подобно герою романа Д. Дефо мне пришлось бросить эту затею. Но клепки на всякий случай я решил сохранить. К ним я вернулся спустя много време­ни, лишь после того как мне довелось увидеть работу настоящего деревенского бочара.

Я вошел в бондарную мастерскую в тот момент, когда бочар фуговал кромки готовых клепок. Как мне тогда показалось, он нарушал все правила, принятые в столярном деле (то есть, при строгании фуганок, закрепленный вверх подошвой, оставался неподвижным, в то время как клепка, удерживаемая в руках ма­стера, перемещалась вдоль него). Но вскоре я понял, что этот оригинальный способ фуговки является одним из тех самых «секретов», без знания которых не стоит браться за изготовление даже простейшей кадушки. Несведущий человек вряд ли быстро справится и с таким, казалось бы, немудрёным делом, как набивка обруча. Опытному бочару для этого потребовалось всего несколь­ко минут. С помощью специальных зажимов он ловко прикрепил три клепки к металлическому обручу и полученную треногу поставил на верстак. Затем с необыкновенной быстротой в нее были вставлены все остальные клепки. И вскоре на верстаке вместо треноги уже стоял остов кадки. Кроме этих, мне удалось узнать и множество других «секретов», которые по сути дела были не чем иным, как выверенными веками рациональными техно­логическими приемами. Конечно же, успех в работе немыслим без специальных бондарных инструментов, которые каждый ма­стер обязательно делает своими руками. Но было и еще одно об­стоятельство, отличавшее работу самобытного бочара. Могло показаться, что не только фуганок, уторник или тесло, hov и песни, поговорки и прибаутки, которые не смолкали в мастерской, при­нимают самое активное участие в создании рукотворной красоты. Все увиденное и услышанное заставило меня вспомнить о заго­товленных когда-то клепках. Хотя и не без труда, но мне все же удалось собрать из них кадушку, которая не отличалась красотой, но могла исправно служить по своему прямому назначению. За ней на очереди были жбаны, лагунцы, бочонки и другая более сложная бондарная посуда. Приступив затем к изучению истории и техники бондарного ремесла, я пришел к выводу, что его воз­можности далеко не исчерпаны, они дают неограниченный простор для творческих поисков.

Долог путь к мастерству, но все большие достижения начи­наются с малого. Редко когда начинающему бочару приходилось приобретать навыки бочарного ремесла самостоятельно. Чаще всего это происходит под руководством опытного бондаря. В ста­рину, как уже было сказано, секреты бондарного ремесла, как правило, передавались от отца к сыну. Но как же быть современ­ному древоделу-любителю, у которого нет бочаров ни в роду, ни по соседству? Где получить хотя бы начальные сведения, которые могли бы послужить отправной точкой для дальнейшей работы? Хотелось бы надеяться, что источником таких сведений сможет стать книга, которую вы держите в руках. В ней обобщен опыт бочаров прошлого и настоящего, работающих в самых разных уголках нашей страны. Особую благодарность хочется выразить тульскому потомственному бочару и умельцу Григорию Фроло-вичу Чистякову, раскрывшему на благо читателей «секреты» своего ремесла.

Не так-то просто сделать быстро и хорошо свою первую кадку или бочку. Но от того, насколько ладной и прочной будет первая посудина, зависит многое. Великому испанцу Мигелю Сервантесу принадлежит очень точное наблюдение, которое в одинаковой степени можно отнести не только к гончарному производству, но и ко всем видам ремесел: «Если гончар слепит один красивый сосуд, то он слепит и два, и три, и целую сотню». Удачно выпол­ненная бочка или кадка становится впоследствии своеобразным образцом. Поэтому работать над ней необходимо очень тщатель­но, не спеша отыскивая красивую форму и пропорции, обду­мывая все. мелочи декоративного оформления. Но это не значит, что каждый последующий сосуд нельзя изменять, строго следуя образцу. Наоборот, в процессе работы с деревом технологические приемы будут постоянно совершенствоваться, оказывая непосред­ственное влияние на конструктивное и художественное решение бондарного изделия.

Деловитость, аккуратность, склонность к конструированию, привычка все делать прочно и добротно, природная смекалка и вкус — все это может найти благодатную почву в бондарном деле. Можно не сомневаться, что из рук самодеятельного масте­ра, любовно относящегося к своему делу, рано или поздно выйдут не только добротные, но и красивые вещи. Порука тому трудолю­бие и терпение. Недаром в народе говорят: «К большому терпенью придет уменье».

Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
При использовании материалов ссылка на сайт Технологий.нет обязательна
Copyright © Tehnologii.net 2008-2014

nn